«Хорошо общаться с природо. й»
Любой согласится с этим утверждением. В курсе школьной программы по ОБЖ есть блок тем, имеющий название «Автономное существование». Там мы узнаем, что автономное существование разделяют на добровольное и вынужденное. К добровольным относятся подготовленное человеком проживание в природных условия, к вынужденным – аварийные ситуации различного характера. А далее – все прекрасно: схема установки брезентовой палатки на кольях, типы костров, ориентирование по мхам и муровейникам, в лучшем случае покажут компас Андрианова… Важные знания, которые дают детям в средней школе в объеме 1 час в неделю в 5,6,7 классе.Обычно, изучение автономного существования ограничивается разглядыванием картинок в учебнике или презентации на проекторе, а экзаменуется записыванием в тетрадь списка «необходимого для похода личного и группового снаряжения». После этого по теме все, кто что-то написал получают пятерки, а кто ничего не написал – получают четверки. И тема закрывается. Короче, все было бы совсем плохо, если бы мы жили не в России, где среди населения очень популярны самостоятельные выезды на природу, а у многих даже еще есть в деревне родственники. Если бы жили хоть в чуть-чуть более урбанизированном и технологичном социуме, с практическими знаниями по части автономного существования, наверное, была бы катастрофа.
Навыки выживания в природной среде эта часть важная, но совсем не основная. Система образования же все-же должна готовить человека к жизненным задачам. Должна развивать личность. Должна воспитывать морально-волевые качества. Должна мотивировать к познанию мира вокруг себя.
С глубокой древности люди отправлялись в длительные морские, речные и пешие походы, преодолевали горные страны и перевалы, форсировали реки, открывали и описывали друг другу мир. Поэтому, в принципе, техника пешеходного туризма и морского спорта, объективно также стара как человечество. Но вскоре на земле стали известны и заселены все места, удобные жизни, а современный транспорт сделал перемещение по планете быстрым и безопасным.
Также у массы людей, в силу развития производственных сил, появилась масса свободного времени. Уже к началу 20го века мир стал глобален и люди обратили свой взор на места, в которые человеку лезть вовсе не обязательно. Например, на высочайшие горные вершины. Альпинизм как важный и полезный род деятельности, завоевал признание у людей в середине прошлого века. Он по праву является наиболее понятной сферой профессионального применения сложных технических туристских навыков. Очевидно также и военно-прикладное значение альпинизма.
Пещеры, даже самые глубокие не видны из далека, как горы. В спелеологии, с первого взгляда нет прикладного смысла.
Зачастую, человеку от туризма далекому, трудно обосновать, зачем тратить силы, время, ресурсы на развитие навыка, применимого очень ограниченно. На объяснение этого зачастую тоже тратятся значительные усилия. А тратить усилия не охота. Многие действительно увлеченные люди поддаются соблазну закрыться в раковине профессионального общения и не выходить из комфортного круга друзей и единомышленников. Часто можно услышать: нас интересуют только свои ощущения от посещения пещер. Зачем же тогда еще кто-то рядом, если все и так в тебе? Однако, это путь в никуда. Это приведет к деградации целей. Думаю, что на страницах этого журнала нет смысла объяснять, что чтобы работать на каком-либо хоть сколько-то значимом спелеологическом районе нужно выстраивать долгосрочную стратегию, собирать и распределять ресурсы, собирать команду. А где брать кадры? Где найти ресурсы?
Убежден, что если туризм в целом и спелеология в частности и будет развиваться в отдельной взятой за жопу стране, то будет развиваться на базе клубов при образовательных организациях. Так, как было в СССР.
Задача школьного туристского клуба – дать импульс ребенку в развитии, и, в конце концов, столкнуть с профессиональным миром людей, выбравших своим увлечением общение с природой разных форм и отдающим этому множество времени. Такие люди живут в контексте своей профессиональной среды, хотя по основному роду деятельности могут заниматься чем угодно. Они участвуют в соревнованиях, объединениях и организациях, самые увлеченные из них имеют инструкторский опыт. Общение с такими людьми в жизни и походах органически должно подвести выпускника школьного клуба к необходимости ответить себе на ряд вопросов. Главными из них - сколько времени своей жизни я хотел бы отдавать этому увлечению? Чему я научился в походах и как мне это поможет дальше в жизни?
Может быть стоит ответить на эти вопросы для себя. Так получилось, что я занимаюсь спелеологией, но почему-то не было никогда желания ставить спортивных или научных целей. Зато всегда хотелось осветить скрытый прикладной смысл спелеологии, который в
полной мере можно раскрыть только в сфере образования.
Спелеология учит.
В первую очередь учит командной работе, причем социальной, максимально широкой и разнообразной, а не замкнутой на самой себе как популярные игровые виды спорта. Спелеология учит выстраивать горизонтальные связи в обществе. Нужна куча снаряги - найти. Нужна заброска - договориться. Нужен график работ - понять и просчитать людей в твоей группе. Изменились условия – менять планы на ходу. Если спасы – ну вообще, действия разных групп людей по разным направления, синхронизированные в едином замысле. Высший пилотаж организаторского мастерства.
И опыт таких работ для молодого человека, который он может получить пока учится в образовательной организации, – то бесценное сокровище, которое он может только добыть своим трудом бесплатно и не купит ни за какие деньги. Главное, понимать и позиционировать этот опыт как универсальный, применимый дальше в жизни в любой сфере профессиональной деятельности. На самом деле он таким и являтется. Если донести такую простую идею до общества: администрации, родителей, учащихся то искать ресурсы для клуба становится гораздо проще, а новые кадры, причем очень хорошего качества, приходят сами. Важно мотивировать людей именно этим: возможностью саморазвития.
Также стоит отметить, что овладение техникой спелеологического перемещения по веревкам само по себе является ценным навыком для школьника, так как развивает логику в практическом смысле: от правильной последовательности действий на веревке зависит легкость и свободность перемещения. Также очень важным является знакомство со снаряжением как примером функционального инструмента очень высокой степени продуманности. Идеальное снаряжение должно советовать принципам разумной безопасности, эргономики, минимизации лишнего веса. Все эти параметры вступают между собой в противоречия, результатом разрешения которых являются конкретные образцы снаряжения и конкретные приемы его применения. Если обращать внимание молодого человека на этот аспект спелеологии, то можно через такой материальный, осязаемый и близкий пример воспитать технически эрудированного специалиста для любой отрасли деятельности. Причем потребность в разумности своей деятельности сохранится на уровне мышечной памяти.
Ну и идеи, если они поддерживаются людьми всегда имеют материальную силу. Обученный в школе турист может стать квалифицированным организатором или исполнителем с расширенными навыками очень быстро, уже в студенческом возрасте. А значит он может начать трудовую деятельность на благо себя и всего общества раньше, чем получит какую-либо иную специальность на более высоких уровнях образования. Можно подрабатывать на стройке или стекломое уже квалифицированным специалистом. Можно водить в походы группы. А значит можно учиться и деньги дополнительные получать. А потом, когда станешь совсем взрослым, уже решить до какой степени профессионализма дорасти в туризме и где тот предел необходимых навыков, чтобы остаться довольным собой.