Блог – Походы с Алексеем

Очерк о Дагестане

Равнина и берег

В Дагестане на душе поначалу было как-то беспокойно. Люди, проживающие там, незнакомы, дороги неизвестны, линии жизни не определены. Я знал, что проживающие в разных селениях люди могут очень сильно отличаться. Понимал, что может существовать много культурных и религиозных нюансов. Но не было понятно, насколько они будут касаться нас, заезжих туристов. Ну, думал я, посмотрим. На месте все будет понятнее. Такие мысли были, пока ехали от калмыцкой границы по равнинной части Дагестана. 
В горы мы попали не сразу. Сначала была коса Сулак, это где-то 40 км севернее Махачкалы. Потом Сулакский каньон. Потом мы добрались до Дербента. Потом доехали до границы России - реки Самур. (Существует версия некоторых историков, что название реки так и переводится как "граница", как и название реки Самара). Все это время Дагестан и дагестанцы открывались нам. И чем больше мы общались в различных условиях с различными людьми, тем спокойнее становилось. За все время пребывания в Дагестане: и на равнине, и в горах в общении с местными жителями ни разу не возникало неприятных моментов. Рецепт хорошего общения прост: сначала здороваешься, улыбаешься, ждешь когда тебе ответят, а потом четко и ясно говоришь что тебе нужно. Общаешься вежливо. Все! Дагестанцы, из тех, кого я встречал, очень прямые, ясные и конкретные люди, ценящие в других тоже самое. Если тебе могут помочь - обязательно помогут. А если не могут, обязательно найдут того, кто может. Но вдруг это только кажется?



Горные дороги

Кульминацией знакомства с Дагестаном, конечно, стала поездка в горы. Заехали мы в горы со стороны Касумкента, через Хив и попали в Агульский район. Правда, я еще не знал об этом. Дорога была свежей и зеленой, как будто свежевымытой. Действительно, за неделю до этого в горах были дожди. Проехав село Гоа мы увидели бело-коричневый информационный дорожный знак, который обычно обозначает значимые культурные объекты. Там было написано: "Смотровая, село Буршаг 20 км". Мы свернули на указатель, решив, что доедем до смотровой, там и заночуем. Что-то тогда не подумалось, что 20 км можно ехать больше 2 часов...
Сначала дорога была отличная: более чем широкая, мягкая, но крепкая из мелких черных камней и даже не слишком сильно уходившая в гору. Но постепенно дорога становилась резче и круче. Мы уже уверенно покинули зону, где растут любые деревья и ехали по альпийским лугам. Постепенно дорога сузилась до одной полосы с редкими разъездами около поворотов: с одной стороны склон, с другой обрыв. 
Изредка навстречу ехали машины. Хорошим тоном здесь является первым уступить дорогу. Так делают все местные. Когда машины ровняются, нужно помахать рукой, кивнуть или бибикнуть. Это такое приветствие и показатель того, что все хорошо. Если едешь и опускаешь стекло - это значит, что просишь остановиться и о чем-то хочешь поговорить. Если по какой-то причине стоишь - обязательно остановятся и спросят в чем дело. Нет, не кажется. Действительно хотят помочь. Кого им у себя в горах стесняться, перед кем рисоваться? 





Агульские села

Тут подъехали к селу (Кураг). К первому из трех, через которые нужно было проехать до Буршага. Тут мы в первый раз чуть не попали в гости. Дорога вымощена диким камнем, ширина ее в одну машину, с поворотом резко наверх... Заехать можно только с разгону. Заезжаю с натягом наверх. Навстречу выбегает мужчина и кричит: "Стой, стой! Там газель едет! Сверни в проулок, не разъедетесь! Сейчас покажу куда!" Свернул, встал около дома. Стал ждать встречную газель, двери открыл. Из дома вышла старая женщина. 
-Ой, какие хорошенькие! А куда вы едете? 
- В Буршаг. 
- В гости? 
- Нет, просто так. 
- Да ладно вам, оставайтесь у нас! Сейчас корову подою. У меня внуки приехали. 
- Спасибо огромное, если что, вернемся, обязательно воспользуемся приглашением! 
- Смотрите, в любое время приезжайте! 
В это время мимо проезжает газель с баранами. Послезавтра мусульманский праздник - Курбан Байрам, поэтому из сел баранов везут вниз в города. Я сажусь за руль, а Алиса с детьми в компании местных жителей и детей идет пешком. Еду по главной проезжей улице Курага. Длинное село, справа и слева к нему примыкают переулки. Дома в 2-3 этажа построены из дикого камня. На стенах и крышах сушатся кизяки. Все-таки не верится, что в 21 веке есть места, где так живут люди... За селом встал, дождался семью. Сели и едем дальше. 





Знакомство

Проехали еще несколько километров. В долинах уже темно. Мы держим курс на еще золотящиеся в закатном солнце луга. Интересно, куда мы успеем до темна? Проехали поворот на пасеку. Думаю: если что - вернемся сюда и поставим палатку на примыкающей дороге. Навстречу едет машина, опускается стекло: 
- Добрый вечер, молодые люди! 
- Здравствуйте. 
- Куда путь держите? 
- В Буршаг, смотровая. 
- О, это мое родовое село. Я вижу, вы не к кому-то едете, так? 
- Ну да, до смотровой, там палатку поставим. 
- Нет, время уже вечернее, вы до смотровой не успеете. Да и машина у вас не для тех дорог. Сейчас сделаем так. Я доеду до места, где есть сотовая связь и позвоню брату. Он вас встретит в селе и вы пойдете к нему в гости, он примет как положено. А завтра он вас на УАЗике свозит на смотровую. А потом вы сами решите что и как. Меня зовут Гаджи Ибрагим, брата зовут Гаджи Рамазан. 
- э.э. э... (я успел только промычать что-то) 
- Так, машина рено, 955. Хорошо. Ну давайте, я поехал. 
Он уехал. Мы тоже поехали. 
Ехали мы еще около часа. Два села проехали, тоже с мостовыми из камня и старинными домами. Подъезжаем к Буршагу. Я про себя думаю. Неудобно как-то людей отвлекать, неправильно. Сейчас тихо-тихо через село проедем, куда-нибудь отъедем на ночь встанем. Едем через село по узким улочкам. А впереди развилка. Две дороги, совершено на вид идентичные. Стоит машина. Спрашиваю у водителя, какая дорога на смотровую. 
-На смотровую вы сегодня уже не попадете. Ночь. Давайте лучше ко мне, завтра я вас свожу... 

Тут откуда-то сверху бежит мужчина с ребенком на руках. Кричит: "Мои гости! Мои!" - а на лицо копия того, которого мы встретили на дороге. Он подошел к водителю, они что-то поговорили, потом к нам подошел. 
- Брат звонил, я вас узнал. 
- Мы тоже Вас узнали. Вы с братом очень похожи. 
- Ну и хорошо. Вот езжайте за этим человеком, он вас ко мне домой проводит. 
Поехали. Сначала в горку. Потом поворот направо. Выехали на небольшую площадь. По периметру площади скамейки, на них человек 20 мужчин селян. Бородатые дяди борцовского телосложения. Сумерки. На нас смотрят. Конечно, им интересно. Водитель остановился, с кем-то что-то поговорил. Потом снова поехал. Мы за ним. Оказывается, с главной дороги, кроме как через площадь никак налево не повернуть: слишком резко и под горку. Вот приехали. Пришел Рамазан. 
-Входите, входите! Чувствуйте себя как дома!



Дом Курбановых 

Дома в Буршаге старинные. Гаджи Рамазан сказал, что никто доподлинно не сможет сказать, когда, даже в каком веке они были построены. В этих домах родились уже многие поколения. В той части, где живет Гаджи Рамазан, жила его семья (14 детей и отец с матерью!), и семья его отца (не менее многочисленная), и семья деда. А дальше - неизвестно. Люди живут в помещениях, похожих на комнаты в городской квартире, только уровень полов и потолков в разных комнатах может быть разным, так как каждое отдельное помещение (жилая комната или вспомогательное помещение) могло строиться в разное время и пристраиваться к уже существующим постройкам. Поэтому, например, из кухни в жилище Гаджи Рамазана в комнату ведет окно. Крыша одного жилища может запросто быть двором другого. А в целом село - один большой дом, очень продуманный и укрепленный дом-крепость. Внутри могут быть переходы сегодня, закрытые дверьми с обоих сторон - это к соседям. Дренаж, сбор дождевой воды, пути перемещения людей - все сделано согласно единому замыслу. На самом первом уровне - помещения для скотины, потом кладовки общественные и личные, потом жилые помещения. Сами стены из крупных валунов, очень толстые: больше метра. Окошки маленькие, наружу расширяются. Угадайте зачем. Таким образом, село подставляет собой очень интересное в архитектурном плане коллективное убежище, в котором могло одновременно жить 300 - 400 человек. Шесть лет назад в дом завели воду, которая идет самотеком из родника по пвхшным трубам. Электричество в селе уже давно а вот газ только в баллонах для готовки. Зимой отапливаются все теми же кизяками, которые заготавливают летом и покупным углем, который завозят централизовано. Хлеб пекут в общей пекарне, по очереди, чтобы не разжигать всякий раз печь. Строительные работы тоже все ведут сообща: собираются вместе мужики и делают. И так во всем. Снег здесь выпадает в октябре, сходит в апреле. Зимой бывают метели и ветра такие, что выйти на улицу просто опасно. Морозы -20 - норма для зимы. Я представляю сколько труда вложено в эти дома и какую взаимовыручку, терпение и лояльность друг дружке должны иметь люди, живущие так тесно, фактически на головах друг у друга. Это искусство жить друг с другом воспитывается веками. 



Вечер в Буршаге

Мы сели за стол. Хозяин, его супруга (Муслима), мы с Алисой. Наши дети и дети хозяев давно уже нашли общий язык, поели и играли в другой комнате. Был обычный сельский ужин: тефтелевый суп, хлеб, сметана, сыр, мед, много чая. Потом говорили. Я рассказал о нас и нашем путешествии, расспрашивал хозяев о их жизни. Много, хорошо поговорили. Рамазан редко пользуется русским языком, подбирает слова, но это совсем не мешало. Мне даже наоборот атмосфера напомнила деревенские вечера, когда мы с мамой ездили в ее родную деревню, где тоже многие, особенно старшие родственники медленно говорили на русском языке и долго подбирали слова. Но и в русской деревне, откуда родом отцовская ветка тоже быстро не говорили. Мне было все хорошо, понятно и спокойно. Сельские труженики везде одинаковы: в работе проходит их день, их жизнь подчинена циклам природы, и заботы их похожи. И я в который раз подумал: как хорошо, что есть великий русский язык, описывающий наше общее российское бытие. Как здорово, что можно проехать две тысячи километров, залезть в горы и там поговорить с людьми издревле здесь живущими на понятном всем нам языке. Как хорошо что были проложены дороги, построены школы, проведено электричество. Как важно понимать друг друга и строить жизнь, опираясь друг на друга. 





Джуфудаг 3015 метров

Утром пришел директор местной школы. Это сосед Гаджи Рамазана. Он нас на УЗИке повезет на смотровую. Мы сели и поехали. Действительно, очень наивно было бы нам ехать туда в ночь на сондере. Оказалось, что нужно подняться на перевал и набрать еще почти 1500 метров. Альпик в этой части Дагестана такой же красивый как в Абхазии. Только на нем заметно меньше трав. Если на Арабике травы доходят до пояса, то здесь редко выше колена. Сказывается удаленность от моря и общая суровость климата здешних мест. Мы поднимались по горной дороге, местами на возвышениях стояли каменные турики-башенки. Где одна, где несколько. Это делают местные жители, чтобы можно было легче ориентироваться в горной местности в сумерках или в непогоду. А дорога уходит все вверх и вверх. Вот приезжаем на конец дороги: ровная площадка. Эта гора у местных жителей является и главной достопримечательностью, и объектом народных верований. В доисламские времена на ней проводились обряды, теперь говорят о старых шейхах - богословах, дошедших до такой святости, что в виде молний могли входить в вершину горы и выходить на соседних. Сейчас эта вершина является границей Табасаранского, Хивского, Агульского и Кайтагского районов. Такой "краеугольный камень" этой части южного Дагестана. С вершины видны многие известные места: и Дербент, и море, и Большой Кавказ и более чем 10 хребтов до него. На вершине сохранились остатки от частей великой Даг-Бары, горной стены, делавшей когда-то действительно неприступным древний Дербент. Вообщем, гора потрясающая! На ней чувствуется сила природы и мощь истории.



Сельские учителя

По дороге назад мы разговорились с директором школы. Он предложил мне остаться в Буршаге:
- О! Мне как раз учитель физики и математики нужен, а ты кандидат наук. Я сам историк, не очень получается со старшими классами работать. Оставайся! Школа большая, два корпуса! Сорок человек учеников. Тут за село и за высокогорье доплачивают. Тысяч шестьдесят зарплата будет!
- Не, спасибо! Меня в Самаре дети ждут. 
- Ну ты смотри, приезжай, все вопросы решим! 
- Спасибо, подумаю)))

Из Буршага Курбановы нас провожали с гостинцами, всем семейством. Гаджи Рамазан взял с меня обязательство, что если судьба снова занесет в Дагестан, обязательно дал знать. 



Исламский богослов

Гаджи Ибрагим - тот человек, кого мы встретили на дороге к Буршагу и который определил нашу судьбу, как оказалось, определяет судьбы на профессиональной основе. Точнее, если сказать правильнее, помогает людям понять волю Аллаха. Он человек духовный, работает в мечете богословом. В Буршаге некоторое время назад он был имамом, а теперь живет и работает в Каспийске. Чтобы занять такую важную в мусульманской общине должность, нужно много знать. А чтобы много знать - нужно долго учиться. Гаджи Ибрагим учился 13 лет, в том числе в Аравии и Египте. Своими трудами он собрал библиотеку важнейших для мусульман книг. Это мы все узнали от брата, который им очень гордится. А потом Гаджи Рамазан сказал, что Гаджи Ибрагим уже четвертый раз звонит ему, все спрашивает как мы. А потом Гаджи Ибрагим сам мне позвонил, видимо, взяв номер у брата.
- Алексей, будете спускаться с гор, обязательно, обязательно заезжайте в Каспийск. Если уедете и не заедете - будут серьезные терки. 
Ну вот и снова определилась наша судьба... 

И вот вечером следующего после того как уехали из Буршага дня, мы в Каспийске, в доме у Гаджи Ибрагима. Мы сидим за столом, разговариваем о жизни, о религии, о том как бы хотелось воспитывать детей. И мы оба не видим противоречий ни с позиций ислама, ни с позиции православия, ни светской этики, ни законов гор. Вывод один: нужно учить детей уважать других людей, учить быть спокойнее и добрее, учить сохранять себя в мире с кучей соблазнов для простых и радикальных решений, учить миру в себе. 
- Алексей, я специальные курсы в Египте проходил по противодействию терроризму. По исламскому учению. И я свидетельствую, что они (террористы) к религии никакого отношения не имеют. Они только говорят много о ней. Но сами они ее (религию) не знают. Это невежды, прогульщики, лодыри и двоечники, которые ничем другим, ни умом, ни сердцем не смогли себя проявить. А хочется. И они начинают кричать "Я мусульманин - поэтому я лучше других" - а я хочу спросить, а что у тебя от ислама то за душой есть, кроме бороды? Что ты знаешь о благонравии? Что у тебя в душе есть кроме крика этого?

А я подумал, что точно такие же вопросы можно задать любому террористу вне зависимости от цвета кожи или самоопределения. Неважно, какой идеей он прикрывает свое невежество. Суть одна... 
Основной же работой Гажди Ибрагима является распределение благотворительной помощи для нуждающихся, которую собирают в мечети (собирают на лечение, на помощь оставшимся без дохода семьям и т.д.) Второе направление - решение гражданских споров внутри общины. Для этого используется библиотека. Все его решения должны быть выверены по Корану и соответствовать мусульманскому праву. Для этого ищутся соответствующие места и цитаты. Чтобы это все было правильно и по форме и по содержанию нужно потратить много времени и сил, но в итоге многие проблемы удается снять и решить споры между людьми, чаще всего между родственниками быстро и мирно. 
На прощанье Гаджи Ибрагим подарил мне книгу своего учителя, муфтия Дагестана, шейха Ахмад-Хаджи Абдулаева, которая называется "Благоверие Праведников" 
- Алексей, прочитай книгу, и ты поймешь, какой должен быть настоящий мусульманин. Если тебе кто-то будет говорить, что он мусульманин, а делать не так, как написано в этой книге, ты так ему сразу и скажи: "Ты не мусульманин, а непойми кто!". 
Вот сейчас читаю эту книгу и вижу, что у истинных ислама и христианства не только один корень, но тело и плоды очень похожи...



Выводы

Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю гор. Я был на краю неба. Я не встретил никого, кто не был бы моим другом. (с) 

Считаю, что мы отлично съездили в Дагестан. Люди там живут нормальные. Ехать можно и нужно. Хочу еще.)))А закончу известнейшей цитатой великого американского писателя Марка Твена: 
«Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому многим людям они так остро необходимы. Нельзя прийти к широким, здравым и терпимым взглядам на людей и на вещи, прозябая всю жизнь в одном маленьком уголке земли "..." ничто так не делает человека свободным и не расширяет добросердечные инстинкты, которые заложила в него природа, как путешествия и контакт с разными людьми».
Made on
Tilda